(Статья активирована и восстановлена из архива)
Сегодня 8 апреля,Православная Пасха .И день прекрасный,радостный ,солнечный.Вспоминается Пасха в Молчади, в годы 60-70. И жили-то бедно, и разносолов таких на столе не было, а торжественность момента , чувство праздника, святость была большой.За несколько дней до праздника начинались приготовления,убирались в доме, красились яйца в луковой шелухе, копался на огороде хрен и самый волнующий момент, когда пеклись пасхальные пироги. Этот запах ни с чем не сравнимый ,стоял в доме, во дворе, даже на улице ощущался. Процессом выпечки в совершенстве владела бабушка,топилась печь, она придирчиво осматривала ее, брызгала водой, что-то бормотала, наконец сажала тесто в формах в печь. С этого момента начинались мои муки: я толкался возле печи и голодным взглядом вопрошал- когда? Наконец пироги извлекались из печи, это был венец моих мучений! Хотелось отщипнуть хоть маленький кусочек. Конечно бабушка предвидя мои мучения, специально пекла какую-то маленькую булочку для меня.
А Всенощная служба в церкви!!Крестный Ход! Торжественность и святость которых не передать словами. Когда священник с амвона восклицал троекратно " Христос Воскресе!", а люди в едином порыве отвечали-" Воистину Воскресе!". Нужно сказать, что в то время в школе нас воспитывали в духе воинствующего атеизма и перед Пасхой на общешкольной линейке категорически запрещалось посещать церковь. Возле церкви дежурили учителя , комсомольские активисты, но запретный плод сладок- проникали мы за ограду и в саму церковь. Утро первого дня Пасхи начиналось с разговления освященными яйцами, хлебом, а затем начинался праздник желудка.Насытившись, нужно было обойти всех родственников и крестных, где везде давали по яйцу, так называемые "волочонные". Насобирав полные карманы яиц, мальчишки устраивали состязания- бились яйцами, катали их с горки,находились ловкачи,которые вместо яйца подсовывали искусно окрашенную деревяшку. Потом начинались другие игры- в " чижика", в "пикаря" , в "штандера", взрослые резались в карты,домино. На следующий день "яичные бои" продолжались в школе,и весь школьный двор был усыпан крашенной яичной скорлупой. Потом опять,на линейке, директор гневно клеймил позором учеников, застуканных учителями и активистами возле церкви в Пасхальную ночь.
Но делалось это как-то вяло,по-казенному,по обязанности, потому что все понимали, что школа с ее атеизмом и туманными социализмом и коммунизмом-это все временное и приходящее, а Пасха -зто вечное. Не даром за Пасхальным столом первый тост всегда был "дай Бог что бы дождаться следующей Пасхи"
|