Четверг, 28.03.2024, 23:49
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

МОЛЧАДЬ

Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Дневник

    Главная » 2013 » Январь » 31 » Фамильное серебро государство продает по второму кругу
    Фамильное серебро государство продает по второму кругу
    19:20

    Фамильное серебро государство продает по второму кругу

     

    Беларусь в 2013 году планирует привлечь прямых иностранных инвестиций на 4,5 млрд. долларов. Государственный комитет по имуществу (ГКИ), выполняя поручение правительства, предложил привлечь инвестиции путем продажи пакетов акций крупных белорусских госкомпаний. Но дойдет ли дело до заключения реальных сделок? ЭкспертыNaviny.by попытались ответить на этот вопрос, оценивая текущую инвестиционную активность.

     

    Старый механизм не дает результатов

    В настоящее время специалисты Госкомимущества дорабатывают по поручению Совмина перечень предприятий, продажа которых позволила бы выполнить требование Антикризисного фонда ЕврАзЭС и привлечь от приватизации в 2013 году 2,5 млрд. долларов. Председатель ГКИ Георгий Кузнецов заявил в минувшую среду, что комитет предлагает выставить на продажу миноритарные пакеты акций «Беларуськалия» и «Нафтана».

    За последний год это уже вторая попытка госорганов выставить на продажу пакеты акций крупных госпредприятий. В феврале 2012 года также существовал проект перечня госпредприятий, которые правительство предлагало приватизировать. Ровно год назад, по информации Naviny.by, госорганы панировали выставить на продажу акции таких крупных предприятий как МАЗ, БелАЗ, упомянутого выше «Нафтана».

    Однако, до продажи «фамильного серебра» дело в прошлом году так и не дошло – президент не одобрил представленные предложения по продаже госактивов.

    В связи с этим в 2012 году подходы к приватизации были пересмотрены. По решению президента правительство отказалось от утверждения списков приватизируемых госпредприятий, акции которых могут быть проданы.

    Как следствие, был реанимирован старый механизм приватизации, действовавший до подготовки приватизационных списков. Суть этого механизма состоит в том, что не государство предлагает активы для приватизации, а инвесторы, заинтересованные в приобретении госпредприятия, должны выходить с соответствующими предложениями.

    Однако, время показало, что инвесторы не стремятся инициировать приватизационные сделки на территории Беларуси.

    «Со стороны крупных инвесторов не видно большой активности. Большинство из них говорит о том, что пусть нам предложат проекты, а мы потом посмотрим. С чем связан такой реактивный подход со стороны инвесторов? Сказывается исторический опыт: приватизационные процессы, которые анонсировались ранее, запущены не были», — констатирует директор инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

    По мнению эксперта, настроения потенциальных инвесторов могут измениться, если в Беларуси будут заключены значимые приватизационные сделки. «Даже одна крупная, показательная приватизационная сделка способна изменить настроения инвесторов», — полагает Роман Осипов.

    В настоящее время, отмечает эксперт, инвестиционная активность, которая существует в стране, сконцентрирована главным образом на гринфилдах (проектах, которые инвестор создает на чистом поле, то есть с нуля).

    «Ситуация для реализации гринфилдов достаточно благоприятная. Инвесторам, которые начинают новые проекты, предоставляются льготы. Кроме этого, немаловажно, что местные власти за собственный счет создают инфраструктуру, необходимую для создания новых производств», — говорит Роман Осипов.

    При этом эксперт отметил, что заменить приватизацию гринфилдами, чтобы привлечь в страну миллиарды долларов прямых иностранных инвестиций, вряд ли получится.

    «Гринфилдовские проекты реализуются, как правило, два-три года. Строительство современного завода в среднем требует 200 млн. долларов инвестиций. В Беларуси пока не видно столько проектов, чтобы за счет гринфилдов в течение года привлечь миллиарды долларов инвестиций», — констатирует Роман Осипов.

    По мнению эксперта, чтобы гринфилд-проекты могли приносить в страну большие инвестиции, «нужно создать инфраструктуру, причем не только физическую, но и интеллектуальную, которая может повысить качество предлагаемых для реализации гринфилд-проектов».

     

    Фискальный взгляд на приватизацию

    Что касается реализации приватизационных проектов, то здесь необходимо пересмотреть условия их реализации. На примере «Беларуськалия», акции которого сегодня предлагается продать, в частности, видно, что сделка вряд ли может быть заключена из-за ценовых параметров.

    Белорусские власти в прошлом году просили за «Беларуськалий» 30-32 млрд. долларов, осенью выяснилось, что цена предприятия может составлять 33-36 млрд. долларов, а если калийный рынок «восстановится», то и 40 млрд. долларов. За 25% акций «Беларуськалия» Александр Лукашенко в прошлом году просил 8,5-9 млрд. долларов.

    Между тем, многие российские эксперты, профессионально изучающие калийный рынок, отмечают, что цена, которую просит за «Беларуськалий» белорусская сторона, — завышена. «В случае продажи блокирующего пакета его стоимость могла бы составить порядка 5-7 млрд. долларов», — полагает аналитик российской инвестиционной финансовой компании «Метрополь» Сергей Фильченков.

    Аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов придерживается схожего мнения и также считает сумму, которую просят белорусские власти за калийный актив, завышенной. «Другие компании, которые имеют сопоставимые с «Беларуськалием» мощности, стоят меньше», — констатирует Юминов.

    Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова считает, что государство должно гибко подходить к цене продаваемых активов.

    «Государство продолжает смотреть на приватизацию исключительно с фискальной точки зрения, не учитывая другие плюсы, которые связаны с привлечением прямых иностранных инвестиций. Мы должны показать, что готовы гибко подходить к цене и принимать во внимание независимую оценку», — отмечает Акулова.

    В противном случае, полагает эксперт, шансы на заключение приватизационных сделок будут минимальны. Кстати, в 2012 году от продажи акций, принадлежащих государству, в казну поступило 1,8 млн. вместо запланированных 2,5 млрд. долларов.

    Нынешняя ситуация, когда во главу угла ставится фискальный результат приватизационных сделок, является проявлением старого мышления. Процесс разгосударствления госсобственности по-прежнему не воспринимается властями как направление, необходимое для повышения эффективности экономики.

    «Существующие планы по продаже акций госпредприятий вызваны необходимостью выполнять требования Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а не стремлением проводить структурные реформы в экономике. Белорусская приватизация носит пока вынужденный характер, поэтому рассчитывать можно лишь на какие-то единичные сделки», — подытожила Мария Акулова.

    Читать полностью:http://naviny.by/rubrics/economic/2013/01/31/ic_articles_113_180684/

    Просмотров: 560 | Добавил: Vitex | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]