Учись, Валя, учись…
Два последних года учился в Задвейской средней школе Барановичского района. Классным руководителем был Василий Михайлович Паращук – человек неординарный.
Вел он урок немецкого языка в нашем выпускном классе. У доски путалась отличница Валя, домашнее задание явно выучила слабо. Учитель поморщился: «Садись, три!»
Вызвал худшего ученика Сергея. Попросил проспрягать глаголы – один, второй, третий, четвертый, пятый.
— Из пяти заданий с четырьмя справился, — констатировал Василий Михайлович. – Неси дневник – четыре!
Из-за стола в слезах вскочила Валя.
— Как так можно! – закричала она. – Я отвечала-отвечала, а мне — три! А он проспрягал глаголы – да это в пятом классе все умеют. И ему – четыре?! Где справедливость?
— Сядь, Валя, и успокойся! – тихо, но властно приказал учитель. – Ты будешь поступать в институт, тебе надо будет сдавать немецкий язык. С такими знаниями точно провалишь. Поэтому тебе и поставил тройку, чтобы подстегнуть. Учись, Валя, учись! И обижайся только на себя. А Сергей пойдет в трактористы, зачем ему немецкий? Поставил четыре, чтобы обрадовать. Пускай занесет дневник родителям, похвастается хорошей оценкой. Глядишь, на радостях еще что-нибудь выучит. Так что все справедливо!
——————————–
Заборное воспитание
Василий Михайлович стал директором Молчадской средней школы. На перемене вся в слезах учительница втолкнула в кабинет директора ученика, который был на голову выше ее.
— Урок сорвал! Надоело уже с ним возиться. Каждый год одно и то же! Сделайте что-нибудь!
— Что ты натворил? – обратился директор к школьнику.
— Сами слышали, — отмахнулся детина.
— Рассказывай! — голос Василия Михайловича приобрел твердый оттенок.
— Ну, болтал в классе, над учительницей подшутил, да еще тумака дал соседу по парте, — оправдывался парнишка, а в глазах любопытство: что новый директор предпримет? Тот понял ход его мыслей.
— Посмотри налево, — сказал директор. – Что видишь?
— Гвозди лежат, молоток.
— А теперь посмотри в окно.
— Забор повалило, — недоуменно ответил хулиган.
— Через сорок пять минут он должен стоять. Время пошло…
— Что с такими делать? — вздохнул учитель после того, как детина вышел. — Пускай школе хоть какую-нибудь пользу принесет.
— Не успеет за сорок пять минут, – засомневался я.
— Справится, — без тени сомнения ответил директор.
Хулиган и в самом деле усердствовал. И едва ли не со звонком на перемену вбежал в кабинет: «Все!»
— Я думал, директор будет нотации читать, пугать родителями, отчислением из школы, — сказал он позже мне. – А он: забор ремонтировать! Новое что-то в воспитании.